Защита прав потребителей

СВЕДЕНИЯ О ДЕЙСТВУЮЩИХ СВИДЕТЕЛЬСТВАХ ОБ АТТЕСТАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

 Часто задаваемые вопросы

О проводимой работе по защите прав потребителей и реализации Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» на территории Мозырского района.

В Мозырском районе по состоянию на 01.11.2024 г. функционирует 1858 торговых объектов, 18 торговых центров на 354 торговых объекта, 8 рынков и мини-рынков, 87 интернет-магазин и 366 субъекта бытовых услуг.

Широкая представленность объектов торговли и услуг и тот факт, что каждый житель Мозырского района является потребителем тех или иных товаров и заказчиком тех или иных услуг говорит о постоянной актуальности вопросов защиты прав потребителей.

В Гомельской области функции по защите прав потребителей осуществляют 23 уполномоченных по защите прав потребителей Гомельского областного, городского и районных исполнительных комитетов. Уполномоченным по защите прав потребителей Мозырского райисполкома является главный специалист отдела торговли и услуг райисполкома Пархоменко Е.А.

Кроме того, на территории Гомельской области действуют 5 общественных объединений потребителей осуществляющих защиту прав потребителей.

В соответствии со статьей 43 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» местным исполнительным и распорядительным органам предоставлены полномочия в области защиты прав потребителей:

рассматривать обращения потребителей в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц;

организовывать разъяснение законодательства и консультировать население по вопросам защиты прав потребителей;

при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды незамедлительно извещать об этом республиканские органы государственного управления (их территориальные органы) в соответствии с их компетенцией;

направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о прекращении нарушений прав потребителей;

при выявлении случаев реализации потребителям товаров (работ, услуг) без предоставления необходимой и достоверной информации, или с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы товаров (результатов работы), или без указания таких сроков, если их установление обязательно, направлять предписания изготовителям (продавцам, поставщикам, представителям, исполнителям, ремонтным организациям) о приостановлении производства и (или) реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) либо о прекращении реализации потребителям таких товаров (работ, услуг) до устранения допущенных нарушений;

направлять материалы в органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) возбуждать уголовные дела по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных настоящим Законом прав потребителя, при обнаружении сведений, указывающих на признаки административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением прав потребителя;

обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;

осуществлять иные функции по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.

За январь-октябрь 2024 г. года отделом торговли и услуг рассмотрено 33 обращения граждан, поступивших в отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц, из которых 20 или 66 % это обращения по вопросам защиты прав потребителей, За аналогичный период 2023 года поступило 39 обращений граждан, из которых 18 обращений или 70,2 % по вопросам защиты прав потребителей.

Кроме того, в отчетном периоде рассмотрены 4 обращения граждан, поступивших в дни устного приема граждан по личным вопросам начальником отдела торговли и услуг и по более 800 обращениям, поступающим при устном обращении к уполномоченному по защите прав потребителя, даны разъяснения.

Из 20 обращений по защите прав потребителей, поступивших в отдел по работе с обращениями граждан и юридических лиц, 18 – поступили непосредственно в Мозырский райисполком (10 обращений в 2023 г.), 0 – в Министерство антимонопольного регулирования и торговли (3 обращение в 2023 г.), 2 – в Прокуратуру Мозырского района (4 обращения в прошлом году), 0 – в инспекцию по налогам и сборам Республики Беларусь по Мозырскому району (1 обращение в 2023 г.). Аналитика показывает, что число вышестоящих обращений снизилось по равнению с прошлым годом.

Из общего числа обращений 16 обращений или 80% связано с нарушением прав потребителей в сфере торговли и 4 обращений или 20% вопросы по защите прав потребителей в связи с некачественно оказанными услугами.

Проведенный анализ обращений граждан по защите прав потребителей показывает, что наибольший удельный вес в структуре обращений потребителей занимает торговля, что связано с востребованностью данной отрасли. Обращения граждан в основном содержат следующие вопросы:

- качество реализуемого товара (возврат/замена некачественного товара) - 95% обращений;

- возврат качественного товара (2% обращений);

- приобретение товара через интернет-магазины (2% обращений);

- иные вопросы (1% обращений).

В сфере бытовых услуг обращения граждан связаны в основном с качеством оказанных услуг (80%) либо сроком исполнения обязательств (20%).

При заключении договоров на изготовление (поставку, продажу) товара, потребители зачастую не вникают и не читают условия договора, подписывают акты приема-передачи не проверив комплектацию товара, его пригодность к эксплуатации и качество. Кроме того, в ряде случаев, потребители и вовсе отказываются от письменного оформления заказа, ссылаясь на отсутствие времени и необходимости.

В сфере бытовых услуг преобладают обращения по вопросам некачественного исполнения субъектами хозяйствования договорных обязательств в сфере ремонта транспортных средств, установки металлоизделий, кровли, окон.

Все письменные и устные обращения рассмотрены в установленные законодательством Республики Беларусь сроки, заявителям направлены ответы.

Эффективность системы защиты прав потребителей напрямую зависит от быстрого и качественного решения проблем потребителей, причем административное или судебное вмешательство скорее исключение, чем правило. Следует отметить, что в районе сложилась практика работы с потребителем в первую очередь в досудебном порядке.

По результатам обращений за январь-октябрь 2024 года уполномоченным по защите прав потребителей Мозырского райисполкома составлено 3 протокола об административных правонарушениях (за непредоставление книги замечаний и предложений), вынесено 5 предписания об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей.

         В случаях, когда уполномоченному по защите прав потребителя Мозырского райисполкома не удается урегулировать спорные гражданско-правовые отношения в досудебном порядке, потребителю даются рекомендации о защите своих прав в судебном порядке.

Основной причиной нарушения прав потребителей является незнание законодательства, как субъектами торговли, так и самими потребителями. Недобросовествные продавцы зачастую пользуются незнанием покупателями законодательства о защите прав потребителей и своих прав и умышленно не исполняют установленные законодательством обязанности продавца.

Для решения данной проблемы требуется, прежде всего, повышение правовой грамотности как потребителей, так и работников субъектов торговли.

Отделом торговли и услуг райисполкома регулярно ведется информационно-разъяснительная работа по вопросам защиты прав потребителей, размещается актуальная для потребителей информация в средствах массовой информации, на сайте Мозырского райисполкома, в уголках информации для покупателей в объектах розничной торговли. Организовываются встречи с субъектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания по вопросам разъяснения законодательства о торговле, защите прав потребителей.

В текущем году отделом торговли и услуг райисполкома проведено 2 «горячие линии» для потребителей по вопросам защиты прав потребителей.

Размещено 4 тематические статьи по вопросам защиты прав потребителей в районной газете «Жыцце Палесся» и в ведомственной газете «Нефтеперерабочик».

В целях повышения эффективности работы с обращениями граждан по вопросам защиты прав потребителей отделом торговли и услуг планируется внедрение нового подхода по работе с обращениями граждан:

рассмотрение обращений граждан по вопросам качества торгового обслуживание с выездом в трудовой коллектив объекта торговли, по которому поступило обращение с приглашением заявителя;

по обращениям граждан сельских населенных пунктов рассмотрение обращений с участием широкого круга жителей данного населенного пункта с приглашением председателя сельсовета и собственника объекта торговли, по которому поступило обращение;

проведение круглых столов с субъектами торговли, общественного питания, субъектами бытовых услуг в целях разъяснения законодательства об обращениях граждан, о защите прав потребителей, выяснения причин возникновения обращений и рассмотрения поступивших обращений по определенной тематике (не реже 1 раза в полугодие);

ежеквартально, по итогам анализа поступивших обращений граждан в отчетном периоде и определения спектра наиболее волнующих вопросов, требующих раскрытия темы для широкого круга потребителей размещать тематические статьи в средствах массовой информации, транслировать видеосюжеты на телеканале;

ежемесячное проведение «горячей линий» по защите прав потребителей (ранее – ежеквартально);

организация семинар-совещаний с работниками торговли по вопросам повышения качества обслуживания, защиты прав потребителей (не реже 1 раза в полугодие);

участие специалистов отдела торговли и услуг в информационно-пропагандистских встречах с коллективами предприятий, организация в целях разъяснения прав потребителей и способах их защиты.

 Государственная защита прав потребителей

 

Информационные ресурсы

up